Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральное агенство связи (Россвязь)

Материалы для панельной дискуссии по теме: Факторы, влияющие на развитие ИКТ-отрасли в современных условиях

Телекоммуникации, информационные технологии, цифровые медиа – сфера, которая во всем мире подвержена непрерывным, стремительным, кардинальным изменениям. Отрасль коммуникаций и новых технологий, проникая во все сферы повседневной деятельности человека, является одной из самых значимых по степени влияния на нашу частную
и рабочую жизнь, социальную сферу, экономику, имидж
и статус страны в мировом сообществе.

Международные исследования показывают, что существует тесная связь между развитием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и экономическим благополучием. Широкомасштабное развертывание технологий высокоскоростной связи и интернет-доступа является катализатором развития ИКТ проектов, создает множественный мультипликативный эффект на другие отрасли национальной экономики, способствует ускорению
и масштабированию технологического прогресса
и в конечном счете обеспечивает рост ВВП как отдельных регионов, так и страны в целом.

Кроме того, развивающиеся страны с более совершенной телекоммуникационной инфраструктурой привлекают больше аутсорсинговых компаний
и иностранных инвестиций. Информационно-коммуникационное развитие предполагает использование преимуществ, вытекающих из новых технологических возможностей. Для предприятий – это повышение инновационной активности и эффективности труда.
Для регионов и стран – развитие и максимальное использование национального творческого и культурного потенциала, повышение их конкурентоспособности
на мировой арене. Отрасль ИКТ обеспечила удовлетворение этого спроса. Были созданы информационные системы управления всеми видами ресурсов, человеческим капиталом, бюджетным процессом, взаимоотношениями с подрядчиками и населением.





После первичного насыщения информационно-коммуникационной сферы аппаратно-программными средствами развитие ИКТ было ориентировано
на упорядочение и совершенствование управления информационными потоками - «кровеносной системы» управления. Данная тенденция развития ИКТ нашла свое выражение в разработке и внедрении систем управления знаниями, бизнес-процессами, информационно-аналитическим обеспечением сложных видов совместной деятельности. Это позволило переключить сотрудников
с рутинных операций на творческую деятельность, повысить интеллектуальный потенциал корпораций и государственных органов.

Важным обстоятельством использования ИКТ явилось проведение реинжиниринга процессов деятельности,
в основу которого закладывались накопление
и использование информации в качестве стратегического ресурса. Это существенно повысило требования
к управленческой компетенции специалистов, занимающихся созданием информационных систем для бизнеса и решения социально-экономических задач.

Развитие информационной компоненты в социально-экономической сфере влечет создание новых видов занятости, требующих специальной подготовки
и переподготовки кадров. Смещение общественных ценностей к потребностям физически и интеллектуально развитой личности предопределило развитие здравоохранения и образования как важных отраслей экономики и непременного условия высокопрофессионального сохранения кадрового потенциала. Это стало причиной повышенного внимания бизнеса и государства к вопросам информационно-коммуникационного развития медицины и образования.





Системы обеспечения средствами ИКТ бизнес-процессов, государственного управления, телемедицины
и дистанционного образования определяют сегодня содержание и технологический облик социально-экономической сферы развитых стран. Они формируются
в целостное информационно-коммуникационное пространство, направленное на обеспечение максимально полного удовлетворения потребностей главной производительной силы постиндустриальных обществ – человека.

В этом смысле Россия не составляет исключение.
В списке приоритетов государственного управления в России одна из стратегических задач - войти в число мировых лидеров по уровню развитию ИКТ. Но в условиях глобализации государство не может развиваться без влияния и взаимодействия с другими странами. Информатизация современной экономики и проникновение ИКТ во все сферы жизни способствовали усилению процессов глобализации, которая стала важным фактором распространения инноваций за пределы национальных границ, объединения государственных и частных исследовательских центров, конвергенции стандартов, создания совместных предприятий и стратегических альянсов, заключения договоров
о кооперации и фрагментации (специализации) производственных процессов.

В глобальной экономике частные компании активно осуществляют вложения в зарубежные исследования
и разработки независимо от своей национальной
и отраслевой принадлежности. Интернационализация исследований и разработок стимулирует установление тесных связей между субъектами глобальной экономики, между ведущими университетами, государственными  исследовательскими институтами, частными лабораториями, научными центрами, производителями и потребителями по всему миру.





Поэтому политическая ситуация и уровень экономического воздействия других стран напрямую влияют на экономический климат нашей страны, являются одним
из ключевых факторов ее развития.

В последние годы сложилась ситуация, когда имеющийся в России интеллектуальный и созидательно-творческий потенциал зачастую обеспечивает инновационное развитие мировых технологических лидеров и практически не  работает на экономику страны. Такое положение
во многом связано с перекосами в развитии сферы высоких технологий, включая ИКТ. Сегодня  в конкуренции выигрывает тот, кто не только умеет производить инновации, но и организовывать их практическое применение, синтезировать инженерные и социальные технологии.

Перевод экономики России на инновационный путь развития требует целенаправленных государственных усилий по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Эти усилия должны быть направлены на создание механизма эффективной капитализации интеллектуального потенциала
и формирование институтов инновационной экономики.

В сложившихся экономических условиях - девальвации рубля, затрудненности доступа к иностранному капиталу
и падения располагаемых доходов населения - телекоммуникационным операторам и ИТ-компаниям приходится менять подходы к работе. Возникает необходимость четкого определения потенциальных точек роста и грамотной оптимизации деятельности.

Для того чтобы определить степень влияния кризиса
и валютных рисков на телекоммуникационную отрасль и ИТ-индустрию, прежде всего, необходимо обратить внимание
на следующие показатели:





Государственная позиция относительно развития информационных технологий, государственные затраты
на развитие сферы, доступность информационных технологий для бизнеса

общее состояние деловой и нормативно-правовой среды с точки зрения ИКТ, наличие здоровой конкуренции, инновационного потенциала, необходимой инфраструктуры, возможности финансирования новых проектов, регуляторные аспекты и т.д.

Например, простое создание технопарков без формирования инфраструктуры продвижения на мировой рынок продукции и услуг в сфере высоких технологий может не принести ожидаемых результатов. Особо остро эта проблема стоит перед регионами со слабо развитыми внешнеэкономическими связями. В нынешних условиях ограниченного внутреннего спроса на ценные знания
и информационные ресурсы политика государства должна нацеливаться на постиндустриальный прорыв России
на мировых рынках и эффективное встраивание интеллектуально-кадрового потенциала в систему удовлетворения платежеспособного спроса, формируемого глобальными игроками мирового рынка наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью.





Существенное значение для успешной активации зон роста имеет налаживание взаимодействия государства
с частным бизнесом, крупными финансовыми учреждениями и промышленными предприятиями различных форм собственности. Восстановление экономического роста России требует создания системы приоритетных проектов,
в рамках которых представляется целесообразным соединение административного, финансового, структурного
и технологического ресурсов как составных элементов целенаправленной научно-промышленной политики.

Следует признать, что кризис гражданских отраслей микроэлектроники, вычислительной техники и производства средств связи имеет далеко идущие последствия для России
и выбора стратегии информационно-коммуникационного развития. Вся технологическая инфраструктура российской экономики продолжает быть зависимой от импорта,
а российские фирмы потеряли возможность входить
в глобальную сеть производителей из-за внешних ограничений. Российские производители персональных компьютеров, так же как и западноевропейские компании, являются, прежде всего, сборщиками дешевых электронных деталей, произведенных в Азии.

Год назад объем экспорта телекоммуникационных услуг составлял порядка 49,3 млрд рублей, или 3,9 % от всего рынка. Таким образом, уровень экспортоориентированности в отрасли можно оценить как низкий. В общей структуре затрат в секторе телекоммуникаций выделяются расходы на оборудование
и программное обеспечение. Доля решений, построенных
на базе импортируемого оборудования и программного обеспечения, составляет более 80 % всего объема его потребления. С учетом девальвации рубля возрастает рублевая стоимость капитальных затрат, что негативно сказывается на финансовой устойчивости игроков телекоммуникационного рынка.



Однако эволюция инфокоммуникационной сферы развивается в направлении повышения роли информационных ресурсов и применения информационных технологий в решении многообразных социально-экономических, общественно-политических и научно-технических задач. Важнейшей особенностью нынешнего этапа является перенос акцента с производства продуктов на оказание услуг, что влечет за собой не только существенное изменение удельного веса отраслей экономики
в формировании ВВП, но и смену пропорций внутри сектора ИКТ. Так, в европейских странах более половины
(55 процентов) оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45 процентов –
на производство техники. В индустрии связи разрыв еще более радикальный: 80 процентов составляют телекоммуникационные услуги и только 20 процентов – производство средств связи.

В этих областях Россия обладает мощным творческим потенциалом и высокой конкурентоспособностью. Если мы своевременно не отреагируем на новый технологический этап развития ИКТ и не реализуем возможности творческого потенциала российского общества в этой области,
то не сможем выйти на достойные позиции в мировом разделении труда в среднесрочной, а возможно,
и в долгосрочной перспективе. Сегодня, когда идет смена этапов в развитии информационных технологий, это можно и нужно сделать. У России есть все предпосылки, чтобы сектор ИКТ стал источником технологической модернизации
и локомотивом экономического роста.

Необходимо рассмотреть вопрос о разработке программы государственной поддержки российских экспортеров программного обеспечения и информационных услуг. Особое внимание следует уделить созданию системы технологических парков на территории Российской Федерации как нового механизма развития высокотехнологичных секторов экономики страны, условий для повышения уровня навыков населения России в сфере использования информационных и коммуникационных технологий. Необходимость концентрации разнокачественных ресурсов государства и бизнеса
на реализации стратегической цели информационно-коммуникационного развития требует формирования системы проектного управления отраслью.

Для России, как одной из ведущих мировых держав, принципиально важно стать крупным производителем ИКТ для внутреннего и внешнего рынков. Данное обстоятельство предопределяет значимость разработки и реализации комплекса мер по стимулированию и государственной поддержке отечественного производства ИКТ.

Одним из обсуждаемых трендов во всех отраслях нашей страны - импортозамещение. В апреле этого года была создана Правительственная комиссия по импортозамещению, которую возглавил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

В компетенцию комиссии войдут вопросы стимулировании спроса на отечественную продукцию
в рамках крупных инвестиционных проектов с госдолей более 50%, либо инвестпроектов, получающих господдержку. Комиссия будет работать над вопросом замены иностранных поставщиков в цепочках поставщиков крупных компаний,
в том числе с госучастием, с учетом технологических
и ценовых требований. Кроме того, речь идет
о стимулировании передачи и освоения современных технологий, в том числе за счет расширения практики применения офсетных механизмов. Первое заседание новой комиссии планируется провести уже в мае, а до 1 июля
в правительстве должна завершиться работа по аудиту отраслей и предприятий, которые обладают конкурентным преимуществом, и могут претендовать на государственную поддержку в рамках политики импортозамещения.

В настоящее время на сетях связи России сложилась ситуация, когда почти 100% оборудования магистральных
и более 90% оборудования внутризоновых и местных сетей связи являются иностранными. Режимы функционирования
и управления таких сетей не подконтрольны в полной мере администрациям связи России и зависят от иностранных фирм-поставщиков, что несет в себе потенциальные угрозы дезорганизации связи в экстремальных ситуациях или при изменении политической конъюнктуры.

Но заниматься импортозамещением в условиях абсолютно закрытого доступа к иностранным технологиям невозможно. В условиях, когда ставка делается
на заимствованные технологии, на их имитацию, как это делает Китай, в структуре издержек валютная составляющая всегда будет большой.

В сложившейся ситуации необходимо принять требования в регламентирующих документах, которые однозначно определяет статус и понятие «отечественного» оборудования. Все это должно быть подкреплено фактическими преференциями отечественным производителям. Выше перечисленные меры позволят построить на территории России безопасную Федеральную сеть связи.

Еще один тренд отрасли – управление качеством. Понятие качества и его контроля относительно молодое направление и находится в стадии активного развития.
В настоящий момент в отечественных нормативных документах отсутствуют разные перечни показателей качества услуг, они не содержат норм показателей качества услуг связи и носят сугубо рекомендательный характер. Существенное улучшение вопросов качества возможно только при эффективной работе как операторов предоставляющих услуги, так и органов осуществляющих контроль. Также наиболее эффективным можно считать контроль профильной независимой организации.



Основательно развившийся экономический спад заставит проявиться самые неприглядные вещи. Существует старое рыночное высказывание: "Кризис раскроет то, чего не смогут обнаружить аудиторы". – Филип Коган



11