Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральное агенство связи (Россвязь)

Государственная услуга по регулированию тарифов на универсальные услуги связи

За 2013 год в рамках предоставления государственной услуги по регулированию тарифов на универсальные услуги связи через портал государственных услуг заявок на оказание государственной услуги не поступало.



Установление цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика операторам связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования

Полномочия по предоставлению государственной услуги в сфере государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика возложены на Федеральное агентство связи постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 № 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования».

Основными задачами государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика операторам, включённым в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования являются:

- обеспечение недискриминационного доступа к сети связи общего пользования и развития добросовестной и эффективной конкуренции на рынке услуг связи;

- защита прав операторов связи – потребителей услуг присоединения и услуг по пропуску трафика;

- обеспечение баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи.

Предоставление государственной услуги по установлению цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства связи, утверждённым приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2012 № 152, предусматривающим возможность оказания услуги в электронной форме.

Государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика проводится в отношении 20 операторов, включённых в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

При установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика применяется методика расчёта экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и учитываются данные, полученные оператором связи в ходе ведения раздельного учёта доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, полученных (понесённых) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказом Федерального агентства связи от 04.12.2013 № 280 были изменены ранее установленные предельные цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые ОАО «Ростелеком».




Государственная функция
по организации оказания

универсальных услуг связи



Согласно ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:

- услуги телефонной связи с использованием таксофонов;

- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Основные принципы оказания универсальных услуг:

- время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час;

- в каждом поселении должен быть установлен не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;

- в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С универсальной услугой в нашу жизнь вошла широкомасштабная система обратной связи общества с государством, развитая система получения гражданами государственных и муниципальных услуг.

Цифры, характеризующие объём организаторской работы.

Всего было проведено 311 открытых конкурсов. С двадцатью одним победителем заключён 971 пятилетний договор на общую сумму максимального возмещения убытков более 21,9 млрд руб.

92% лотов по установке таксофонов выиграли межрегиональные филиалы ОАО «Ростелеком».

75% лотов по организации пунктов коллективного доступа выиграла «Почта России». Остальные лоты достались «альтернативным» операторам связи.

На сегодняшний день всего установлено 148 302 таксофона и 20 847 пунктов коллективного доступа.

Объём оказанных услуг телефонной связи с использованием таксофонов в 2013 году составил 29,8 млн минут, снижение на 25% по отношению к 2012 году, тогда было 40,7 млн минут.

Таксофон универсального обслуживания обеспечивает возможность получения бесплатного входящего вызова. По данным операторов связи, по ряду регионов входящий трафик сравним или превышает исходящий.

Практически на неизменном уровне сохранились все категории звонков. Доля экстренных вызовов, как видно, составляет порядка 20%, что говорит о социальной значимости универсальных услуг связи.

Значительную долю трафика на узлы экстренных и оперативных служб можно объяснить только реальной потребностью миллионов людей в обращении за помощью. Яркое этому подтверждение — чрезвычайная ситуация, объявленная на Дальнем Востоке в связи с наводнениями в августе – сентябре 2013 года.

Чрезвычайная ситуация была объявлена в 6 субъектах Дальневосточного федерального округа Российской Федерации, а именно: в Амурской области; Еврейской автономной области; Хабаровском крае; Приморском крае; Магаданской области; Республике Саха (Якутия).

Во всех указанных субъектах Российской Федерации операторами универсального обслуживания были созданы оперативные аварийно-восстановительные бригады.

Выезд бригад для устранения повреждений осуществлялся оперативно при первой возможности после спада воды и восстановления подъездных путей.

Были приняты максимальные меры к недопущению информационной изоляции граждан, оказавшихся в пунктах временного размещения, а также в максимально короткие сроки после начала схода большой воды организовано с привлечением аварийно-восстановительных бригад операторов связи восстановление целостности инфраструктуры связи.

Осуществлялся ежедневный мониторинг за состоянием средств связи и прежде всего за работоспособностью оконечного оборудования, предназначенного для оказания универсальных услуг связи.

Руководством Россвязи на базе комплекса ОАО «Ростелеком» для видеосвязи была организована и проведена конференция с участием операторов универсального обслуживания, в которой приняли участие мобильные операторы «Большой тройки», Ростелеком, местные администрации, а также региональные операторы подвижной связи.

В ходе видеоконференции, которая была организована между Москвой, Владивостоком, Благовещенском и Хабаровском, обсуждалась текущая ситуация с инфраструктурой связи в регионах, пострадавших от паводков на Дальнем Востоке Российской Федерации.

Так, например, 24 августа 2013 года решением Россвязи в зоне ЧС на территориях Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края в сетях подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон» и ОАО «МТС» введён режим аварийного межсетевого роуминга.

По согласованию с Россвязью Макрорегиональным филиалом «Дальний Восток» ОАО «Ростелеком» на время действия ЧС предоставлялись бесплатные соединения для пользователей с таксофонов универсального обслуживания, расположенных в зонах ЧС.


Руководитель Федерального агентства связи О.Г. Духовницкий отметил сотрудников и коллективы операторов связи ведомственными грамотами и благодарностями. Также были награждены коллективы дальневосточных филиалов ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «Мегафон», ОАО «Ростелеком» и коллективы ФГУП «Почты России».



Универсальные услуги связи с использованием пунктов коллективного доступа

В целом отмечается снижение объёма оказанных услуг с ПКД.

Общий трафик с ПКД составил 1 146 Гб (в 2012 году — 4 135 Гб).

Основная причина небольшого спроса на услуги с ПКД — существующий уровень тарифов на доступ к сети Интернет. Если для таксофонов универсального обслуживания установлены тарифы самые минимальные в регионе, то на сегодняшний день тарифы для ПКД существенно превышают среднерыночные цены. Кроме того, падение доходов от ПКД вызвано широким распространением интернета на базе технологии 3G и 4G.

В связи с истечением срока действия ранее заключённых договоров и учитывая необходимость обеспечения непрерывности оказания универсальных услуг связи на период совершенствования механизма оказания универсальных услуг связи, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 24.12.2013 № 1221 «О мерах по обеспечению оказания универсальных услуг связи».

В связи с принятием постановления Правительства № 1221 Минкомсвязью России издан приказ от 27.12.2013 № 452 «О сроках действия договоров об условиях оказания универсальных услуг связи».

Россвязью проводится работа по пролонгации 615 договоров об условиях оказания универсальных услуг связи до 31 марта 2014 года, срок действия которых истекает 31 декабря 2013 года и в I квартале 2014 года, из них:

- 528 договоров — 31 декабря 2013 года,

- 87 — в 1 квартале 2014 года.



Деятельность в сфере организации оказания универсальных услуг связи

п/п

Основные показатели

Единица измерения

2013 год (прогноз)

2013 год (факт)

1. Деятельность в сфере организации оказания универсальных услуг связи

Выполнение показателей позволит реализовать право всех граждан доступа к базовому
набору телекоммуникационных услуг, способствует преодолению цифрового неравенства,
создаст возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

1.1

Количество действующих таксофонов для оказания универсальных услуг связи (всего)

ед.

148 302

148 302

1.2

Количество действующих пунктов коллективного доступа для оказания универсальных услуг связи
(всего)

ед.

20 847

20 847

1.3.

Объём оказанных универсальных услуг:




местной телефонной связи

млн мин.

4,560

1,523

доступа в сеть Интернет

Мб

4 650 000

1 146 2881)

1.4

Средний коэффициент готовности оконечного (пользовательского) оборудования

проценты

96

96

1.5

Выполнение срока рассмотрения заявлений об изменении тарифов на оказание универсальных услуг связи, в том числе:

проценты

100

100

от субъектов малого и среднего предпринимательства

100

100

1.6

Выполнение срока рассмотрения запросов на возмещение убытков операторов универсального обслуживания

проценты

100

100

1.7.

Предоставление государственной услуги в электронном виде через Портал государственных (муниципальных) услуг

кол. услуг

2

2

1.8

Размер возмещения убытков операторам универсального обслуживания, не менее

млн руб.

13 500,0

14 068,5

1) Объём универсальных услуг связи по доступу к Интернет с использованием ПКД снизился по причине высокого уровня тарифов на аналогичные услуги альтернативных операторов связи.