Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральное агенство связи (Россвязь)

Универсальные услуги связи

Деятельность в сфере организации оказания универсальных услуг связи

Полномочия по исполнению государственной функции и предоставлению государственных услуг в сфере организации оказания универсальных услуг возложено на Федеральное агентство связи постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи».

Федеральное агентство связи предоставляет государственные услуги по:

- регулированию тарифов на универсальные услуги связи;

- регулированию цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования.

Федеральное агентство связи исполняет государственную функцию по организации оказания универсальных услуг связи.

Нормативное правовое регулирование в сфере организации оказания универсальных услуг связи осуществляется в соответствии с:

- Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 246 «Об утверждении правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 248 «Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи».

По заявлению операторов универсального обслуживания и при подготовке материалов к проведению новых конкурсов на право оказания универсальных услуг связи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 242 были изменены тарифы на универсальные услуги связи на территории 17 субъектов Российской Федерации.









Государственная функция по организации оказания универсальных услуг связи


Согласно ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:

- услуги телефонной связи с использованием таксофонов;

- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Основные принципы оказания универсальных услуг:

- время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час;

- в каждом поселении должен быть установлен не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;

- в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таксофоны обеспечивают пользователям предоставление местных телефонных соединений, доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, доступ к системе информационно-справочного обслуживания, а также возможность бесплатного вызова экстренных оперативных служб.

За таксофонами закреплены абонентские номера в соответствии с планом нумерации сети местной телефонной связи из ресурса нумерации географически определяемой зоны нумерации. Таким образом, таксофоны обеспечивают входящие телефонные соединения.

Оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа (далее — ПКД) обеспечивает предоставление пользователю универсальными услугами связи возможности:

- передачи сообщений электронной почтой;

- доступа к информации с использованием инфокоммуникационных технологий.

ПКД обеспечивает доступ к интернет-порталам федеральных органов, что позволяет получить справочную информацию о совершении необходимых действий и предоставлении конечного перечня необходимой документации, наличии обязательных требований со стороны органов исполнительной власти об условиях получения государственной поддержки лицами, имеющими намерение заниматься предпринимательской деятельностью на соответствующих рынках.

ПКД обеспечивает доступ к справочно-правовым системам, что позволяет в значительной степени решить проблему преодоления правовой неграмотности населения России.

Через ПКД возможно развитие такой социально значимой сферы, как заочное дистанционное образование с возможностью получения консультаций, учебных материалов и сдачи промежуточных аттестационных экзаменов. Это ставит молодежь удалённых уголков страны в равные условия с жителями больших городов в плане получения высшего образования.

Возможность обращения через ПКД к общероссийским базам данных культуры и искусства, обзора СМИ позволяет повысить культурный уровень каждого жителя России, в том числе и удалённых от центра регионов.

Всего Россвязью было проведено 310 открытых конкурсов. С двадцать одним оператором связи заключён 971 договор на общую сумму максимального возмещения убытков более 21,9 млрд руб.

На сегодняшний день всего установлено 148 302 таксофона и 20 847 пунктов коллективного доступа.

Потребность граждан в универсальных услугах связи достаточно полно иллюстрируется объёмами и динамикой трафика.

Объём оказанных услуг телефонной связи с использованием таксофонов в 2012 г. составил более 40 млн минут.

Структура трафика представлена на рис. №8. Но есть регионы, где доля вызовов экстренных оперативных служб намного превышает этот показатель. Так, например, экстренные вызовы от общего объёма исходящих звонков на территории Республики Хакасия (88%), Курганской области (96,5%) и несмотря на наличие сотовой связи в городе Москве (91,7%).


Доля экстренных вызовов от общего трафика представлена на рис. 9.





Использование универсальных карт связи в 2012 году приведено на рис. 10 (в 2012 году было использовано 364 032 карты, что в 1,3 раза меньше по сравнению с 2011 годом — 485,03 тыс. карт).

В целом отмечается снижение объёма оказанных услуг с ПКД.

Общий трафик с ПКД составил 4 351 Гб (в 2011 году — 6 150 Гб) представлен на рис. 11.

Основная причина небольшого спроса на услуги с ПКД — существующий уровень тарифов на доступ к сети Интернет. Если для таксофонов универсального обслуживания установлены тарифы самые минимальные в регионе, то на сегодняшний день тарифы для ПКД существенно превышают среднерыночные цены.

В 2012 году сумма отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания составила 11,934 млрд. рублей (в 2011 году эта сумма составляла 11,9 млрд рублей). Все убытки, понесённые операторами универсального обслуживания в результате оказания универсальных услуг связи, были своевременно возмещены.

С 2011 года наступил срок окончания действующих договоров 1 этапа организации универсальных услуг связи (заключённых в 2006 году) и Россвязь должна была приступить к проведению новых конкурсов и заключению новых договоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 551 «О некоторых мерах по обеспечению оказания универсальных услуг связи» (далее — Постановление № 551) Россвязи были даны полномочия по пролонгации на срок до 2 лет договоров, срок действия которых истекает в 2011–2012 годах.

Во исполнение Постановления № 551 Россвязью в период 2011–2012 гг. продлён срок действия 863 договоров на 2 года.