Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральное агенство связи (Россвязь)

Универсальные услуги связи

Нормативное правовое регулирование в сфере организации оказания универсальных услуг связи осуществляется в соответствии с:

Согласно ст. 57 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. К универсальным услугам связи в соответствии с указанным Федеральным законом относятся:

Основные принципы оказания универсальных услуг:

Таксофоны обеспечивают пользователям предоставление местных телефонных соединений, доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, доступ к системе информационно-справочного обслуживания, а также возможность бесплатного вызова экстренных оперативных служб. За таксофонами закреплены абонентские номера в соответствии с планом нумерации сети местной телефонной связи. Таким образом, таксофоны обеспечивают входящие телефонные соединения.

Оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа (далее — ПКД) обеспечивает предоставление пользователю универсальными услугами связи возможности:

ПКД обеспечивает доступ к интернет-порталам федеральных органов, что позволяет получить справочную информацию о совершении необходимых действий и предоставлении конечного перечня необходимой документации, наличии обязательных требований со стороны органов исполнительной власти об условиях получения государственной поддержки лицами, имеющими намерение заниматься предпринимательской деятельностью на соответствующих рынках. ПКД обеспечивает доступ к справочно-правовым системам, что позволяет в значительной степени решить проблему получения населением России основ правовой грамотности.

Через ПКД возможно развитие такой социально значимой сферы, как заочное дистанционное образование с возможностью получения консультаций, учебных материалов и сдачи промежуточных аттестационных экзаменов. Это ставит молодежь удаленных уголков страны в равные условия с жителями больших городов в плане получения высшего образования. Возможность обращения через ПКД к общероссийским базам данных культуры и искусства, обзора СМИ позволяет повысить культурный уровень каждого жителя России, в т. ч. и удаленных от центра регионов.

Для обеспечения предоставления универсальных услуг связи Россвязью было проведено 310 открытых конкурсов. С 21 оператором связи, победителем конкурсов, заключен 971 договор на общую сумму максимального возмещения убытков более 21,9 млрд. рублей. На 01.01.2012 установлено 148 302 таксофона и 20 847 пунктов коллективного доступа.


Рис. 10. Структура трафика таксофонов универсального обслуживания в 2011 году

Потребность граждан в универсальных услугах связи достаточно полно иллюстрируется объемами и динамикой трафика. Объем оказанных услуг телефонной связи с использованием таксофонов в 2011 году составил более 46 млн. минут (структура трафика представлена на рис. 10).

Таксофон универсального обслуживания обеспечивает возможность получения бесплатного входящего вызова. По данным операторов связи, которые ведут такой учет, по ряду регионов СФО и ДФО (таких как Красноярский край, Амурская область и др.) входящий трафик сравним или превышает исходящий. Использование универсальных карт связи в 2011 году приведено на рис. 11 (в 2011 году было использовано 485,03 тыс. карт, что в 1,23 раза меньше по сравнению с 2010 годом — 598,7 тыс. карт).

По универсальным услугам связи с использованием пунктов коллективного доступа в целом отмечается снижение объема оказанных услуг (рис. 12): общий трафик с ПКД в 2011 году составил 6 150 Гб (в 2010 году — 6 600 Гб). Более 96% трафика исходит с ПКД «Почты России».


Рис. 11. Количество использованных универсальных карт связи в 2008–2011 годах, тыс. штук

Все убытки, понесенные операторами универсального обслуживания в результате оказания универсальных услуг связи, были своевременно возмещены, в 2011 году операторам универсального обслуживания перечислено в качестве компенсации более 17,46 млрд. руб.

На состоявшемся 2 сентября 2011 года заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации был рассмотрен вопрос о результатах внедрения универсальных услуг связи, и предполагается продолжить работу по их совершенствованию. В этих целях планируется выполнение следующих мероприятий:


Рис. 12. Объем трафика с ПКД в 2008–2011 годах, Гб