Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральное агенство связи (Россвязь)

Отчет о результатах оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации и отчет о формировании и расходовании средств резерва универсального обслуживания за 2010 год

Россвязь предоставляет государственные услуги по регулированию тарифов на универсальные услуги связи и возмещению операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи.

Нормативное правовое регулирование в сфере организации оказания универсальных услуг связи осуществляется в соответствии с:

Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 246 «Об утверждении правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 № 248 «Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи».

Исполнение государственной услуги по регулированию тарифов на универсальные услуги связи осуществляется по заявлениям операторов универсального обслуживания. После рассмотрения заявлений операторов связи были изменены тарифы на универсальные услуги связи и в действующие договоры внесены соответствующие изменения по 38 субъектам Российской Федерации.

Исполнение государственной услуги по возмещению операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, основано на следующих принципах:

все операторы связи производят отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания (далее – Резерв) в размере 1,2% от доходов, полученных от оказания услуг связи;

средства резерва универсального обслуживания расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены Федеральным законом «О связи»;

убытки операторов универсального обслуживания, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, подлежат возмещению в размере, не превышающем установленного по результатам конкурса размера возмещения убытков.

Российская Федерация в лице Россвязи несет обязательства по своевременному и полному возмещению убытков операторам универсального обслуживания.

Расходы, направленные на возмещение убытков в соответствии с заключенными договорами, за период 2006–2010 гг. составили 40,42 млрд. рублей (рис. 1).

Рис. 1.
Динамика возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи



Государственная функция по организации оказания универсальных услуг связи

Согласно ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. К универсальным услугам связи относятся: услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием ПКД.

Таксофоны обеспечивают пользователям предоставление местных телефонных соединений, доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, доступ к системе информационно-справочного обслуживания, а также возможность бесплатного вызова экстренных оперативных служб.

За таксофонами закреплены абонентские номера в соответствии с планом нумерации сети местной телефонной связи. Таким образом, таксофоны обеспечивают входящие телефонные соединения.

Оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием ПКД обеспечивает предоставление пользователю универсальными услугами связи возможности передачи сообщений электронной почты и доступа к информации с использованием инфокоммуникационных технологий.

ПКД обеспечивает доступ к интернет-порталам федеральных органов исполнительной власти, что позволяет получить справочную информацию о совершении необходимых действий и предоставлении конечного перечня необходимой документации, наличии обязательных требований со стороны органов исполнительной власти об условиях получения государственной поддержки лицами, имеющими намерение заниматься предпринимательской деятельностью на соответствующих рынках.

ПКД обеспечивает доступ к справочно-правовым системам, что позволяет в значительной степени решить проблему преодоления правовой неграмотности населения России.

Через ПКД возможно развитие такой социально значимой сферы, как заочное дистанционное образование с возможностью получения консультаций, учебных материалов и сдачи промежуточных аттестационных экзаменов. Это ставит молодежь удаленных уголков страны в равные условия с жителями больших городов в плане получения высшего и среднего профессионального образования. Возможность обращения через ПКД к общероссийским базам данных культуры и искусства, обзора СМИ позволяет повысить культурный уровень каждого жителя России вне зависимости от места его пребывания.

На сегодняшний день всего установлено 148 302 таксофона и 20 847 пунктов коллективного доступа.
Адреса установки всех таксофонов и ПКД размещены на официальном сайте Россвязи (www.rossvyaz.ru). Объем оказанных услуг телефонной связи с использованием таксофонов в 2010 г. составил более 44 млн. минут, то есть почти 5 часов на один таксофон. Структура трафика представлена на рис. 2.

Рис. 2.
Структура трафика с таксофонов, оказывавших УУС в 2010 году, %

Таксофон универсального обслуживания обеспечивает возможность получения бесплатного входящего вызова. По данным операторов связи, которые ведут такой учет, по ряду регионов входящий трафик сравним или превышает исходящий.

При анализе объемов оказанных услуг связи с таксофонов отмечается определенная сезонность. Снижение общего трафика наблюдалось в 4 квартале 2009 года и 1 квартале 2010 года, что объясняется миграционными процессами и природно-климатическими условиями в различных регионах России.

Увеличение трафика в летний период на территориях, обслуживаемых ОАО «ЦентрТелеком», «Северо-Западный Телеком» и «ВолгаТелеком», объясняется сезонной миграцией дачников. В ОАО «Сибирьтелеком» это можно объяснить тем, что в зимний период с учетом климатических условий Сибири таксофоны «замерзают» и воспользоваться ими не представляется возможным (рис. 3).

По универсальным услугам связи с использованием пунктов коллективного доступа отмечается снижение объема оказанных услуг с ПКД.

Общий трафик с ПКД составил 6 600 Гб (в 2009 году – 8 172 Гб) (рис. 4). Основная часть трафика исходит с ПКД ФГУП «Почта России». По итогам года на каждый ПКД приходится чуть более 417 Мб трафика.

Рис. 3.
Сезонные изменения трафика с таксофонов УУС в 2010 году

В 2010 году сумма отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания составила 12,3 млрд. рублей (в 2009 году эта сумма составляла 10,3 млрд. рублей). Все убытки, понесенные операторами универсального обслуживания в результате оказания универсальных услуг связи, были своевременно возмещены.

В связи с истечением сроков пятилетних договоров с операторами универсального обслуживания в 2010 году Россвязь приступила к заключению договоров на новый пятилетний период обслуживания.

Рис. 4.
Динамика объема оказанных универсальных услуг связи

По итогам рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации, состоявшемся 21 октября 2010 г., вопроса о реализации первого этапа внедрения универсальных услуг связи на территории Российской Федерации перед Россвязью на ближайшую перспективу поставлены следующие основные задачи: